Календарь развития ребенка Показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни Зрительно-ориентировочные реакции (Аз) 1 месяц. Кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмет» и сяеднт за ним. 2 месяца. Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой. 3 месяца. Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, находясь в любых положениях. 4 месяца. Узнает мать. 5 месяцев. Отличает чужих от близких. Слуховые ориентировочные реакции (Ас) 1 месяц. Вздрагивает при резком звуке и мигает, 2 месяца. Прислушивается. 3 месяца. Отчетливое слуховое сосредоточение. 4 месяца. Поворачивает голову т ввук. 6 месяцев. Различает тон, с которым к нему обращаются. Движения общие (До) (см. ориентировочные показатели физического развития). Движения рук и действия с предметами (Др) 3 месяца. Случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью. 4 месяца. Захватывает подвешенную игрушку. 5 месяцев. Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью, 6 месяцев. Свободно берет игрушки из разных положений. 7 месяцев. Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки на одной руки в другую. 8 месяцев. Игрушками занимается долго. 9 месяцев. Действует в предметами по-разному (катает, вынимает). 10 месяцев. Открывает и закрывает коробку, матрешку ит д., вкладывает один предмет в другой. 11 месяцев. Накладывает кубики, снимает и надевает кольца пирамидки. Подготовительные этапы развития активной речи 3 месяца. Начинает гулить, 4 месяца. Длительно гулит, 5 месяцев. ПродолжаеТ долго гулить, 6 месяцев. Произносит слоги. «ма», «6а» (начало лепета). 7 месяцев. Произносит слоги многократно (лепечет). 8 месяцев. Громко произносит различные слоги. 9 месяцев. Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете. 10 месяцев. Подражает разным слогам взрослого. 11 месяцев. Произносит первые слова, обозначающие «мама», «ав-ав», «югс-кис». 12 месяцев. Произносит 8—10 слов. Понимание речи (Рп) 7 месяцев. На вопрос «где?» находит предмет, расположенный в определенном месте. 8 месяцев. По просьбе взрослого выполняет «ладушки», «до свидания». 9 месяцев. Знает свое имя. На вопрос «где?» находит и достает предмет из массы игрушек. 10 месяцев. Знает названия частей тела* дает ана-комый предмет по просьбе взрослого. 11 месяцев. Выполняет элементарные требования взрослых. 12 месяцев. Выполняет элементарные требования взрослых (увеличен запас понимаемых «лов). Навыки и умения в процессах (Н) 6 месяцев. Снимает пищу губами с ложки пр ' кормлении. 7 месяцев. Пьет из чашки, которую держит взрослый. 8 месяцев. Сам держит и ест корочку хлеба, сухарики. 9 месяцев. Умеет пить из чашки, слегка придерживая ее руками. 11 месяцев. Пьет из чашки. 12 месяцев. Сам берет чашку и пьет.
|