Самостоятельность или чем занять ребенка Автор: Елизавета Трибунская Малыш не отпускает маму от себя... Кажется, эта проблема характерна для очень разновозрастных детей. Такую жалобу можно услышать и от мамы грудничка, и от мамы трехлетки. Наблюдатель. Первое полугодие С грудничком проблем меньше всего. Достаточно научить его не спать. Я много раз наблюдала за тем, как родители начинают укачивать ребенка, который бодро и весело изучает окружающий мир. На самом деле в этот момент его надо оставить в покое. Пусть сначала это будут пять минут, но ребенок должен учиться быть наедине с собой. С первыми признаками недовольства надо подойти к нему, поговорить или взять на руки. Человек, уверенный в том, что его не оставят в трудную минуту, намного спокойнее того, которому регулярно приходится безрезультатно звать на помощь. Самодостаточности нужно учить. Подойти, поговорить и - отойти. Взять на руки, не дожидаясь плача, и - положить, не настаивая на засыпании. Думается, что в отношении проблемных детей все это применимо с оговорками. Недоношенного ребенка нужно донашивать на руках, малышу с задержкой речевого или психического развития необходимо больше времени проводить в занятиях с родителями. Поделитесь своим местом в жизни ребенка. Папа может уложить грудничка ничуть не хуже мамы, а порой и лучше. И уж точно лучше, чем мамы, папы купают детей. Они и сильны, и не так мнительны. Одно это даст маме несколько свободных часов вечером, только покормите малыша между купанием и сном. А ребенок будет готов принять помощь не только от мамы. Можно включить ребенку музыку, можно - вставить в ручку погремушку. У нас великолепно был принят поющий медведь. Только не надо подсовывать все это вместо себя, когда ребенок хочет общаться - ответом вам будет обиженный плач. Только вот общение нужно малышу далеко не все время без перерыва. Последователь. Второе полугодие Если первые полгода ребенок, уставший от какого-либо занятия, просто засыпает, то теперь он уже начинает капризничать. Возможности его пока невелики, а вот желание - уже нет. Приблизьте к нему мир! Для начала спустите его на пол, если вы до сих пор этого не сделали. Окружите его предметами, различными по виду и на ощупь. Покажите ему, что если постучать по разным предметам, то получаются разные звуки. Совершенно ни к чему ограничиваться игрушками. Ведь дети уже в этом возрасте понимают, какие предметы - настоящие, а какие - нет. Крышка от кастрюли и пульт от телевизора куда интереснее резинового зайца. Мама подходит, начинает игру, которую ребенок с удовольствие продолжает сам. Надоело играть в одну игру - начните другую. Подходите, задавайте вопросы, предлагайте новые занятия, постепенно увеличивая интервалы между своими появлениями. Испытатель. Третье полугодие Теперь пора определиться - что Вам дороже. Порядок в шкафах, хрупкие вещи на нижних полках, разобранный компьютер - все это несовместимо с независимо гуляющим годовалым ребенком. Да и о раннем приучении к горшку придется забыть. И если Вы мечтаете о чтении и счете с младенчества - ранняя независимость не для Вас. Я не предлагаю универсальный рецепт, я решаю только одну из проблем. Ту, которая мне кажется самой важной. Мне очень хочется, чтобы мои дети умели решать проблемы, чтобы могли рассчитывать на себя. И в то же время хочется, чтобы они знали, что мир - это не только колючки, что практически всегда можно найти поддержку и помощь. И что точно так же за помощью могут обратиться к ним самим. Оставляйте лазейку. Обычно закрытый шкаф с посудой (предварительно тщательно отобранной на предмет безопасности) или не до конца задвинутый ящик с носками(все равно уже перепутанными) подарят маме время для других дел. Помощник. Четвертое полугодие Постепенно ребенку опять начинает требоваться помощь для организации своих занятий. Он не умеет общаться с другими детьми, не умеет придумывать себе развлечение надолго, не умеет сам успокаиваться, доводить до посторонних свое мнение. Всему этому его надо научить - показать и дать попробовать самому. Еще раз показать. И еще. Старайтесь не решать за малыша его задачи, а помогать ему, вмешиваясь только тогда, когда сам ребенок явно не справляется. Предлагайте ему новые занятия, когда он скучает, но не мешайте, когда он занят. Полутора-двухгодовалый человечек с удовольствие помогает. Он готов бросить все свои дела, чтобы достать для мамы белье из машины или принести папе тапочки. Только злоупотреблять этим не стоит, пусть помощь будет ребенку в радость. Родители тоже должны быть открыты для малыша, для помощи ему. Прежде, чем реагировать на какое-либо действие, посмотрите, что же ребенок хочет сделать. Может, он не балуется, а наводит порядок, не мешает, а помогает, не капризничает, а предлагает свой способ действия. Смешно и грустно слушать маму, без паузы говорящую ребенку: "Ты куда? Не смей! По попе получишь! Ах ты, умница, молодец!" Сначала подумать, потом сказать и сделать - для того, чтобы наши дети действовали именно так, мы сами должны подавать им пример. Ребенок должен быть уверен в себе и в своих близких - и в два месяца, и в два года, и в двадцать два.
|